Как какали и писали рыцари — вся правда средневековых войнов

Ответы@Mail.Ru: Где и как жили рыцари? Хоть помечтать=) Знаете легенды или мифы?

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Зачем тебе рыцари, когда есть мы, отважные межзвёздные скитальцы, мужественные брутальные самцы 🙁

не знаю… меня никогда они особо не интересовали… у меня были другие… интересы и… права… ) http://my.mail.ru/mail/osy1972/audiotrack?file=1c6a5e279260857a38c8b91124fa2b1b&uid=195774005

Почитай А. Белянина — Меч Без Имени…

Жизнь человека в Средние века была, по сути, сплошным испытанием на выносливость, хотя люди и вряд ли отдавали себе в этом отчет, ибо жили, не зная и даже не предполагая иной реальности. Жили, как заведено, как жили их отцы и прадеды, и прапрапрадеды. Исключение составляли, разве что, рыцари, в чьем образе жизни все-таки происходили определенные изменения.

Вначале, быть рыцарем означало просто быть воином, нести вассальную, как правило, конную военную службу своему сеньору.

Однако, в бесконечных средневековых внешних и внутренних войнах, постепенно была сформирована новая идеология и психология рыцарства; к образу малограмотного военного добавилась изрядная доля аристократизма и благородства, даже, некоторой куртуазности в лучшем смысле этого слова.

Рыцарь стал не просто воином, а эталоном благородных устремлений и чувств, понятие рыцарства стало синонимом верности, что в средневековом обществе считалось почти непозволительной роскошью. Даже король не всегда мог похвастаться верностью собственных подданных, а что уж говорить о простых смертных? У рыцарей сформировались собственные понятия о чести и благородстве.

Прежде всего, рыцарь должен был быть добрым христианином и обязывался везде и всюду бороться за христианскую веру и защищать ее. Он должен был оберегать слабых, всегда держать данное слово. Рыцарь должен был быть верен своему сеньору и должен был уметь постоять за свою жизнь и достоинство.

А еще, совершенно не лишними оказывались навыки рыцарей играть на музыкальных инструментах, слагать стихи и поэмы, посвященные Прекрасной Даме, которая просто обязана была быть у каждого уважающего себя рыцаря. При этом, следует заметить, что Прекрасная Дама должна была оставаться для рыцаря недосягаемой величиной.

Он мог в ее честь слагать стихи и песни, он мог сражаться за ее благосклонный взгляд на турнирах и совершать еще, Бог знает сколько, военных подвигов на поле брани, но рыцарь, как правило, не мог обладать дамой своего сердца.

Так что, частенько Прекрасными Дамами рыцари избирали дам замужних и, по всем средневековым правилам этикета, восхваляли их красоту и добродетель, и вздыхали о них исключительно платонически. Даже королева вполне могла стать Прекрасной Дамой какого-нибудь славного рыцаря, ведь, как известно, даже кошке позволено смотреть на короля.

Конечно же, все мальчишки Средневековой поры мечтали о том, чтобы стать рыцарем. Но для этого приходилось немало потрудиться. Пятнадцать лет – самый подходящий возраст для оруженосца. Именно в этом возрасте мальчики поступали на службу к рыцарю, повсюду, как тень, следуя за своим господином.

Пажи-оруженосцы держали щит, подавали запасное оружие во время боя, ухаживали за лошадьми. За несколько лет службы, мальчик мужал и уже сам мог претендовать на то, чтобы его посвятили в рыцари.

В ночь перед посвящением, будущий рыцарь должен был всю ночь на коленях молиться, испрашивая у Господа сил и мужества, и благородства мысли, и стойкости, дабы в будущем ему хватило отваги не посрамить почетное звание рыцаря. Утром он исповедовался, совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды неофита и, возложив руки на Святое Евангелие, торжественно клялся соблюдать все писанные и неписанные законы рыцарства. После этого, один из рыцарей (или отец юноши) доставал из ножен меч и трижды касался клинком плеч неофита. Затем юноше вручался собственный меч, с которым он отныне больше не расставался. Тот, кто посвящал мальчика в рыцари трижды бил его по щекам, приговаривая: «Будь храбр!» и это были единственные удары в жизни рыцаря, на которые он не имел права отвечать. Даже король, проходя обязательное посвящение в рыцари, не имел права сопротивляться этим ритуальным оплеухам. Во время войны, правда, ритуал посвящения в рыцари проходил несколько скромнее. Почти все свободное время рыцарь п

Рыцарь в средние века не всегда проживал в настоящем замке. Это было связано с тем, что для строительства сооружения воину необходимо было иметь много средств и возможностей. Но деньги были лишь у знатных или разбогатевших особ, поэтому основная часть рыцарства жила в скромных поместьях и не надеялась сильно разбогатеть.

Если рыцарь и жил в замке, то он выступал в качестве слуги для господина. Довольно часто рыцари были смотрителями крепости или управляющими. Иногда воины были в замке оружейниками или охотничьими, выполняя необходимую работу. Простые рыцари жили, в основном, в деревнях. Эти деревни считались ленными владениями воинов, которые им принадлежали временно.

При этом дом рыцаря окружали дома его крепостных людей, работавших на земле. Ученые предполагают, что жилища рыцари возводили из каменного материала, а по его углам располагали небольшие эркеры. Эркерами назывались устройства, которые позволяли наблюдать за окрестностями и выслеживать прокравшегося на рыцарскую территорию врага.

Внутреннюю часть дома, чаще всего, составляли две комнаты. Это было жилое и спальное помещение. В жилой или гостиной комнате семья рыцаря принимала пищу. В свою очередь, в спальной комнате всегда отдыхали от своих забот. Подобный рыцарский дом имел лишь все необходимое для проживания в нем. Мебель обычно составляли столы, скамейки и кровати.

При этом тканевые вещи семьи хранились в различных сундуках, которых было немалое количество в доме. Скамьи, в основном, располагались у стен, рядом с окнами, где можно было посидеть и отдохнуть. На полу в доме играли дети и гуляли домашние животные, среди которых имели место кошки и собаки.

Если же рыцарь был богат и жил в настоящем замке, то его окружение в нем отличалось от дома обычного воина. В таких случаях рыцарь жил намного богаче и роскошнее. Надеюсь помогла

Поверь нечгео там красивого не было, об этом может сказать только и 2 фактами, что рыцари были очень некрасивы и срали в костюм))

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/64325862

Страшный и Ужасный. Рыцарь Средневековья

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто.

Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи.

Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Узнав все это, милые и наивные барышни все также хотят ждать рыцаря на белом коне?

Источник: https://www.legendapress.ru/history-legends/strashnyj-i-uzhasnyj-rytsari-srednevekovya/

Излишний романтизм: распространенные заблуждения о средневековых рыцарях

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Тема рыцарства до сих пор весьма актуальна, поскольку встречается в кинематографе и приключенческих романах. Однако за пару-тройку столетий факты о воинах средневековья исказились и романтизировались, а ниже приведены наиболее популярные заблуждения, которым верит большинство.

Пренебрежение гигиеной

Многие привыкли полагать, что от рыцарей исходил неприятный запах, поскольку доспехи мешали им справлять естественную нужду должным образом и они фактически ходили под себя. Впрочем, в Средневековье гигиена и вовсе не слишком заботила граждан, однако данный факт не говорит о том, что воинам не было дела до того, как им ходить в туалет.

Доспехи изготавливались таким образом, чтобы физиологический вопрос решался как можно проще. Рыцари предпочитали носить шоссы, являвшие собой высокие чулки, крепившиеся непосредственно на поясе. В XV веке начали задействовать брагет — размещенный спереди откидной клапан.

Неприятный аромат от рыцарей все же исходил, но обусловлено это выработкой пота, смешанного с грязью.

Рыцари не могли сами залезть на коня

Принято думать, что из-за габаритных и тяжелых доспехов рыцари едва ли могли перемещаться, уж не говоря о том, чтобы самому сесть на лошадь. Отчасти правда в этом есть, но поправка в том, что тяжелые костюмы воины надевали лишь ради турниров, а в бою их экипировка не превышала веса в 20 кг. В процессе же прогулок по городу голени, шлем и, кроме того, рукавицы было принято снимать.

На подвиг по одиночке

Романы или приключенческие истории предполагали, якобы на подвиги рыцари отправлялись в одиночестве, но на деле это не так. Едва ли не каждый воин имел при себе небольшую группу людей, которую именовали «копьем».

Туда входили оруженосцы, пажи, лучники, а также мечники. Однако вышеупомянутых «приспешников» набирали из граждан неблагородных кровей и не считали за воинов, поэтому не упоминали при рассказе о подвигах рыцаря.

Неуязвимость

Романтическая литература стала причиной формирования мифа о том, якобы рыцарь в доспехах почти неуязвим. Когда рыцарство только распространялось как явление воина на самом деле было непросто убить и чаще всего его оглушали. Однако затем начали появляться арбалеты и мощные луки со специальными бронебойными стрелами, пробивавшими даже броню.

Многотысячные армии

Еще одно из заблуждений предполагает, что рыцари были настолько распространены, что составляли едва ли не армию. Однако состоянием на XIII век на просторах Англии и Франции можно было насчитать не более 3 тысяч рыцарей.

Впрочем, закованных в броню и вооруженных «до зубов», таких воинов считали опасным видом войск, служивших ударной силой. Еще одной из причин небольшого числа рыцарей историки считают то, что выносливых боевых коней, которые были в силах спокойно транспортировать рыцаря в довольно тяжелых доспехах, было не так уж много.

Также ближе к XIII веку такие воины имели особый статус и допускать к нему всех подряд не спешили.

Источник: https://www.anews.com/p/69449818-izlishnij-romantizm-rasprostranennye-zabluzhdeniya-o-srednevekovyh-rycaryah/

Правда и мифы о рыцарях-тамплиерах

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Могущественный орден рыцарей-храмовников, воинов-монахов, участвовавших в крестовых походах, возник в 1118 г. в Иерусалиме якобы для защиты христиан-паломников, пожелавших посетить Святую землю. За неполных два столетия тамплиеры заслужили репутацию отважных и беспощадных воинов.

Тамплиерами стали называть всех крестоносцев, символом которых была белая мантия с эмблемой в виде красного креста.

Наверное, менее известным является тот факт, что деятельность тамплиеров на Святой земле финансировалась за счет накопленных в Европе в результате купли-продажи земли средств — это была первая «банковская» сеть в мире.

Жестокая расправа над тамплиерами французского короля Филиппа IV Красивого и Папы Клемента V, причины которой не выяснены по сей день, окутала историю ордена аурой таинственности. С ним связывали практически все мистические явления: от основания масонства до поисков Ноева ковчега. Какова же настоящая история их появления и гибели?

Поначалу орден тамплиеров состоял из девяти человек во главе с Гуго де Пайеном — дворянином из провинции Шампань на северо-востоке Франции. Когда Иерусалим отбили у мусульман во время первого крестового похода в 1099 г., он предложил помощь царю иерусалимскому Болдуину II.

Орден рыцарей-тамплиеров создавался как хорошо скоординированная религиозно-военная организация, члены которой давали клятву целомудрия и повиновения и обязаны были вести аскетический образ жизни и защищать пилигримов, направлявшихся к Святой земле. В 1118 г.

царь Болдуин пожаловал тамплиерам одно крыло дворца на Храмовой горе, построенного, как предполагают, на месте храма Соломона. Поэтому тамплиеров и стали называть «бедными рыцарями храма Соломона». В 1128 г. в совете города Труае тамплиеры получили официальное разрешение Церкви на создание ордена.

Их покровитель, французский аббат святой Бернар Клервоский, написал устав новой организации. В 1128 г. первый Великий магистр ордена Гуго де Пайен отправился в Англию в поисках денег для ордена путем привлечения новых членов в организацию. Так началась история английских рыцарей тамплиеров. В ИЗО г.

де Пайен вернулся в Палестину с 300 рыцарями, набранными в основном из французов и англичан. В том же году Бернар Клервоский написал де Пайену: «Слава новому рыцарству», выразив свою поддержку ордену. Это письмо оказало сильное влияние на тамплиеров и быстро разошлось в списках по Европе, подвигнув некоторых молодых людей присоединиться к ордену или пожертвовать земли или деньги на благое дело.

Во всех странах возникали подразделения ордена тамплиеров со своими магистрами. Например, первым магистром Англии, известным по письменным источникам, был Ричард де Хастингс, занявший пост в 1160 г.

Он, как впрочем и любой другой магистр, подчинялся Великому магистру, назначавшемуся на этот пост пожизненно и отвечавшему за ведение военных действий на Святой земле, а также его коммерческую деятельность в Европе. Остается тайной, каким образом происходило посвящение новых членов. В дальнейшем этот факт станет роковым для ордена.

Известно, что будущие члены, обязательно люди дворянского происхождения, должны были не только дать клятву аскетизма, целомудрия, благочестия и повиновения, но и отказаться от материальных благ, то есть передать все свои богатства ордену. Как настоящие воины, рыцари-тамплиеры клялись никогда не сдаваться врагу.

Славная смерть на поле брани в сражении во имя Бога (против сил зла — так это звучало) сулила рыцарю Царство Небесное. Желание сражаться до последнего вздоха, изнурительные физические упражнения и жесткая дисциплина превратили тамплиеров в бесстрашных и грозных воинов.

Вскоре рыцари заручились поддержкой Святейшего престола и влиятельнейших монархов Европы. В Англии король Генрих II пожаловал тамплиерам земли по всей стране, в том числе обширные владения в Мидлендсе. В Лондоне к концу ХП в.

в районе между современной Флит-стрит и рекой Темзой британские тамплиеры основали свою «штаб-квартиру» — Темпл (или Круглый храм), спроектированный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме.

К нему прилегало строение, в котором располагались жилые комнаты, помещения для упражнений с оружием и для отдыха. Членам ордена не разрешалось выезжать в Лондон без разрешения магистра.

В 1200 г. Папа Иннокентий III издал буллу, дарующую неприкосновенность всем членам ордена вместе с их имуществом — то есть они теперь не подчинялись местным законам, а значит, освобождались от уплаты налогов и церковной десятины. Это был важный фактор в быстром накоплении богатств, чем орден сразу же воспользовался.

Опираясь на крупных землевладельцев в Европе, тамплиеры собрали средства, необходимые для обеспечения рядовых рыцарей-храмовников.

Кроме того, на пожертвования и деньги, вырученные от довольно прибыльной коммерческой деятельности (купли-продажи земель, имущества и ссудных операций), строились фортификационные сооружения в стратегически важных точках по пути из Европы к Святой земле.

Впрочем, все усилия были напрасны: ожесточенное противостояние тамплиеров численно превышающим их силам ислама закончилось поражением ордена. В 1291 г. остатки войска тамплиеров были уничтожены десятитысячной армией мамлюков в Аккре, что в Западной Галилее. Так закончилось христианское владычество над Святой землей.

Многих европейцев стали одолевать сомнения: желает ли Бог, чтобы рыцари продолжили войну против мусульман. Ведь если крестовые походы прекратились и Святая земля утрачена, рыцари-тамплиеры теперь не нужны. Нет больше цели, ради которой создавался орден. Богатство и могущество ордена, освобожденного от налогов обладателя крупных земельных владений по всей Европе, вызывали зависть, что в конце концов привело к ликвидации ордена.

В октябре 1307 г. король Филипп IV Красивый приказал арестовать и заключить в тюрьму всех тамплиеров во Франции, а также конфисковать все имущество и владения тамплиеров. Он обвинил орден вереей: в том числе в осквернении креста, главного христианского символа, гомосексуализме и поклонении идолам.

Некоторых тамплиеров инквизиция пытала до тех пор, пока те не признались, а затем были казнены. Крайне сомнительно, чтобы признания, полученные при таких обстоятельствах, имели под собой реальную основу. В 1314 г.

оставшиеся в живых лидеры ордена, в том числе последний Великий магистр Жак де Моле, были сожжены на столбах перед собором Парижской Богоматери на острове Сите, расположенном на реке Сена. Говорят, перед казнью де Моле предсказал, что через год Филиппа IV и его сообщника Папу Клемента V настигнет смерть.

Правда это или нет, неизвестно, но действительно они оба умерли через год после казни. Со смертью де Моле завершились бурная двухсотлетняя история ордена рыцарей-тамплиеров. Во всяком случае, такова общепринятая версия событий.

Остальные европейские монархи остались при своем мнении относительно вины тамплиеров даже после того, как в 1312 г. Папа Клемент V под давлением Филиппа официально распустил орден. Хотя в Англии рыцарей тоже арестовывали и подвергали пыткам, большинство из них все же были признаны невиновными.

Часть тамплиеров бежали в Шотландию, где в те годы правил отлученный от церкви Роберт Брюс, поскольку на этих землях не действовала папская булла, объявлявшая деятельность ордена незаконной. Было выдвинуто немало теорий относительно того, почему Филипп IV стал инициатором гонений против тамплиеров.

Большинство ученых соглашаются с тем, что король хотел любыми средствами отобрать и присвоить их богатства и власть, однако неясно, что именно из сокровищ тамплиеров оказалось в руках у Филиппа.

Внезапное и трагическое уничтожение ордена рыцарей-тамплиеров, а также бесследное исчезновение его имущества стали основанием для появления различных легенд и гипотез.

Известно, что лишь часть его членов влилась в ряды других орденов (таких как орден рыцарей-госпительеров), однако непонятно, что случилось с 15 000 замков тамплиеров, кораблями их флота, огромным архивом, в котором детально расписаны все финансовые сделки ордена, да и самими тамплиерами. В Европе были десятки тысяч тамплиеров. Пытали и казнили лишь немногих из них. Что же случилось с остальными?

Предположительно, графство Хартфорд в Англии стало прибежищем рыцарей из Европы, а город Бэлдок, основанный тамплиерами, уже в 1199-1254 гг. был британской штаб-квартирой ордена.

Очевидно, после официальной ликвидации ордена тамплиеры выжили, но теперь проводили сборы тайно — в потайных комнатах, подвалах и пещерах.

Ройстонская пещера в Хартфордшире, расположенная на пересечении двух римских дорог (ныне улиц Икнилд и Эрмин) могла быть одним из мест, в котором собирались тамплиеры. На стенах пещеры обнаружено несколько наскальных рисунков, датируемых эпохой средневековья.

Многие рисунки можно назвать языческими, но среди них встречались и изображения святой Катерины, Лоренса и Кристофера. Версию о том, что тамплиеры скрывались в Ройстонской пещере, подтверждают идентичные рисунки в башне Кудре у деревеньки Шинон во Франции, где в 1307 г. узники-тамплиеры ожидали казни.

По другой версии тамплиеры, бежавшие в Шотландию, основали масонский орден шотландского обряда. Было установлено, что Джон Грэм Клаверхаус, первый виконт Данди, убитый в битве при Килликранки в 1689 г., носил под латами крест тамплиеров. Некоторые исследователи полагают, что франкмасонство концаXVII в. было орденом рыцарей-тамплиеров, сменившим лишь название.

Немало легенд и о мифических сокровищах тамплиеров. Долгое пребывание членов ордена на Храмовой горе в Иерусалиме породило легенды о раскопках, которые рыцари якобы проводили в этих местах и, возможно, обнаружили священный Грааль, Ноев ковчег или даже обломки креста с Голгофы.

В одной из легенд говорилось, что члены ордена нашли под Храмовой горой священный Грааль и забрали его в Шотландию в начале XIV в. Говорят, что Грааль находится там и сегодня: зарыт в земле где-то под Рослинской часовней — церковью XV в. в деревне Рослин в графстве Мидлотиан.

Некоторые тайные организации современности, такие как орден храма Солнца, заявляют, что являются преемниками тамплиеров, другие пытаются воскресить их дух.

В современном мире, с его любовью к тайным обществам, знаниям, оккультным сектам и давно исчезнувшим реликвиям, рыцари-тамплиеры олицетворяют древние тайные общества. Однако историки полагают, что настоящее наследие тамплиеров более прозаично: преимущественно это основы банковского дела и свод рыцарских законов.

Тем не менее их история дала пищу для фантазий, а значит, всегда найдутся люди, задающиеся вопросом: неужели это все, что осталось от бедных рыцарей храма Соломона?

Б.Хотон

За что Ватикан запретил тамплиеров

За спиной многих исторических событий стояла эта тайная организация, о которой мало кто может рассказать подробно. Имя этой организации Орден Тамплиеров или Рыцари Храма, в русской историографии более известные как Храмовники. Они имели колосальную власть и неприкосновенность по всей Европе.

Они были организаторами многих политических убийств. Практиковали извращенные оргии и ритуалы. В 14 веке орден был осужден и запрещен Ватиканом.

Однако и после запрета их деятельность продолжилась, все накопленное богатство перешло к продолжателям дела тамплиеров, правда теперь они уже фигурировали под другим именем масонов.

Кто такие эти тамплиеры? Как они появились и в чем была их цель? Как тамплиеры стали масонами? Как удалось им сохранить секретность своей деятельности, охватившую все сферы мировой политики до сего дня? Ответы на все эти вопросы нам следует искать в истории этого ордена. История же его простирается в эпоху первых крестовых походов на Иерусалим.

No related links found

Источник: http://tainy.net/7767-pravda-i-mify-o-rycaryax-tamplierax.html

Интересные факты о рыцарях

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Средневековье для очень многих – романтическое время, овеянное ореолом славных приключений. Но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся.

Едва ли не самый интересный персонаж для всех, размышляющих о средневековье – рыцарь.

Никто или почти никто не хотел бы оказаться (или даже отождествлять себя) с земледельцем или монахом, с разбойником или купцом.

Воображать себя королями и другими монархами круто, но не все же могут быть именно монархами, правда? Вот и остаются рыцари. Однако с ними в действительности не всё так, как кажется.

Интересные факты о рыцарях средневековья – подтверждаются ли популярные мнения?

При слове «рыцарь» у 98% людей возникает образ конного воина, сражающегося в бою или на турнире, носящего всюду доспехи, безукоризненно вежливого, честного и прямого. Что из этого правда? Конечно же, рыцарская конница действительно была основной боевой силой средневековых армий. Противостоять кавалерийским атакам бронированных солдат не мог почти никто.

Кстати, доспехи массой под сотню килограммов, одеть и снять которые можно было только с помощниками – вовсе не типичны и не были атрибутом всех рыцарей вообще. В действительности, их использовали только на турнирах, да ещё немного в последние десятилетия этого вида войск, чтобы защищаться от огнестрельного оружия. Но и на этом интересные факты о рыцарях средневековья не заканчиваются.

Так, доспехи те же становились со временем всё более сложными и дорогими.

Обучиться владению всеми нужными видами оружия, конному бою, езде, быть достаточно физически развитым и иметь вдобавок сильных лошадей, непригодных в сельском хозяйстве, могли только представители дворянства.

Рыцари получали земельные участки и право распоряжаться доходами от них, взамен на верную службу сеньору и поход в бой вместе с ним по первому требованию.

Подготовка рыцаря занимала около полутора десятилетий. Начиналась она в 6-8 лет, когда будущие бойцы становились оруженосцами и постепенно перенимали все необходимые приёмы, наблюдая за их исполнением. Чуть позднее приступали к практическому обучению.

Что касается кодексов чести и высокой морали рыцарей, то они распространялись лишь на точно таких же бойцов, да ещё на более высоко стоящих в феодальной иерархии лиц. Обижать королей, своих (да и чужих) сеньоров они не могли просто так.

А вот стегануть плетью некстати подвернувшегося простолюдина или превратить жену в отбивную котлету – вполне.

Романтизм проявлялся лишь по отношению к «Прекрасной Даме», которая часто была или совершенно недоступна (по иерархии опять же), или вовсе представляла собой мысленный образ-идеал.

Самая распоследняя лачуга в каких-нибудь бразильских фавелах или иных трущобах благоустроенное жилище по сравнению с рыцарскими замками. Да, они были совершенно (тогда, естественно) неприступны.

Внутренние дворы были местом прогулок животных, водопровод и канализация отсутствовали, да и представлений о гигиене не было. Факелами освещали в лучшем случае главные залы, и то по праздникам, и ещё при особых обстоятельствах.

Комнаты и коридоры озаряла в лучшем случае лучина.

Рыцари не были бескорыстными защитниками всех более слабых. Чтобы понять это, достаточно уяснить – самое адекватное представление о покровительстве со стороны феодалов над более слабыми феодалами и особенно крестьянами сегодня даёт… банальный рэкет!

Но это были не просто бандиты, по современным меркам, а ещё и крайне антисанитарные бандиты. Мытьё и даже чистка зубов, бритьё были неведомы категорически. Рост взрослых рыцарей не превышал ста шестидесяти сантиметров.

Источник: https://interesnie-fakti.net/interesnye-fakty-o-rycaryax-srednevekovya/

Какие травмы получали воины в Средние века? | ЛЮДОТА

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Какие травмы получали воины в средневековье? Такой вопрос в редакцию прислал Даниил из Читы.
Раз спрашивали – отвечаем!

Начнем, пожалуй, со Скандинавии, а точнее, с её саг — вот уж где кладезь сведений о том, кто, кому и при каких обстоятельствах чего отрубил или отрезал.

Отрубленная нога Льота

Сага о Гисли: «Но и Гисли разит его по голове Серым Клинком, и удар был так силен, то меч сломался, и череп раскололся, и настигла обоих смерть»; там же — «Гисли нанес ответный удар секирой, и отсек край щита и ногу Скегги, и сказал…».

Что там сказал Гисли, нас в этом контексте не очень-то интересует (хотя обычно в сагах по такому случаю говорят нечто пафосное и возвышенное), гораздо полезней знать, что по поводу таких ранений говорят исследователи.

Тот же самый Эварт Окшот в своей «Археологии оружия» приводит случай из другой саги, где некий Эгиль отсек одним ударом ногу выше колена человеку по имени Льот.

Судя по тексту саги, приводимому Окшотом, Льот не успел ни закрыться щитом, ни отвести удар. Далее исследователь отмечает, что при постоянных тренировках лет так, скажем, с семи, человеку вполне реально достичь такого уровня мастерства.

Подробно разбирая сам поединок, Окшотт заостряет внимание на тактике, которую избрал Эгиль — наступать на противника, нанося рубящие удары, до тех пор, пока враг не совершит ошибку.

Если продолжать разговор о сагах и хрониках эпохи викингов, то в них можно найти упоминания о таких ранениях: копье в сердце, стрела в глаз, удар обухом топора (не уточнялось, куда именно) и многих других.

В той же «Археологии оружия» Окшотт упоминает, что в одной из битв воину нанесли шесть ран, правда, без пояснения степени их тяжести.

Сорок варяжских скелетов

А что говорит археология?
Да примерно то же самое — помереть или пораниться в схватке можно было десятками способов.

В 2008 году в эстонском поселке Сальме были найдены два погребения в кораблях, причем массовых, которые отнесены к эпохе викингов.

Из 40 скелетов у 5 зафиксированы порезы на костях рук, у одного не хватало половины черепа (и весьма сомнительно, что он долго и счастливо жил с оставшейся), отрубленные конечности обретались рядом с костяками.

Также в корпусе лодки найдены наконечники от стрел — свидетельства превентивного обстрела подходящего к берегу судна с явно недружественными намерениями.

Где викинги – там вспомним шведский остров Готланд, а раз вспомним Готланд – то вспомним расположенную на нем крепость  Висби.

Две тысячи мертвецов у стен Висби

Знаменитые братские могилы XIV века около крепости Висби содержат останки около двух тысяч человек. Все они погибли в один день — 27 июля 1361 года.

Считается, что в основном это  — останки жителей острова Готланд, защищавших себя в битве с войсками датского короля Вальдемара, и какой-то процент захватчиков.

Ополченцы независимость не отстояли и погибли. В виду жары, эпидемии чумы и всего прочего они были захоронены в общих погребальных ямах.  Четверть сотни — даже в доспехах, притом что обычно броню с трупов сдирали, часто свои же соратники.

Проломленный череп участника битвы при Висби и его доспех

Благодаря такой поспешности до нас дошло некоторое количество пластинчатых доспехов, койфов, кольчужных и пластинчатых же рукавиц.

Доспехи эволюционировали, и, в отличие от своих предков-викингов (которые выходили на битву зачастую не сильно обремененными защитой) жители Готланда XIV-го века были вполне сносно экипированы, хотя бы в части защиты корпуса.

Об этом говорит тот факт, что большое количество травм зафиксировано на бедрах, голенях, предплечьях, то есть, там, где защиты не было. Следы ударов в голову тоже встречались.

Но перенесемся из Швеции во Францию. Там, говорят, знатная была битва!

Дождь стрел над полем при Креси

Одна из самых значительных битв Столетней войны — сражение на севере Франции около местечка Креси. Иногда говорят, что именно в тот день, 23 августа 1346 года, звезда рыцарства пошла на закат.

Силы были неравны. Английское войско насчитывало тысяч 20 воинов — как максимум. В эту цифру обычно включают и рыцарей и простолюдинов — лучников, копейщиков. Но они разбили чуть ли не вдвое большую армию французов.

Пехота англичан (часть рыцарей пополнила её ряды вынужденно, повинуясь приказу короля Эдуарда III) одержала победу над французской кавалерией, которая, по большому счету, и помогла англичанам, фактически смяв своих же пехотинцев.

Воины погибали буквально под ливнем стрел, способных пробить рыцарские доспехи или попасть в щель между частями этих доспехов. Да и раны от арбалетных болтов, втыкавшихся в любую часть тела, тоже оставляли мало шансов на выживание.

Вот вполне живописный документ XIV столетия. Череп этот, правда, был найден не на поле битвы при Креси, а возле уже знакомой нам крепости Висби, в одной из братских могил. Но пример трижды наглядный.

Раненных рыцарей добивали с помощью кинжалов, милосердно втыкая их в сердце через подмышечную впадину — там доспехи не защищают человеческую плоть наглухо.

Не самая страшная смерть, учитывая, что множество воинов были затоптаны лошадьми.

Павшие в Ярославле

А что же на Руси? А на Руси жили суровые люди, и травмы друг другу наносили тоже суровые. Например, «Повесть временных лет» описывает, как один из мужей дружины князя Владимира (да, того самого, который Русь крестил), задушил печенега голыми руками.

Сей акт устрашения вражеского войска имел место быть в 992 году.
Далее, в «Девгениевом деянии» читаем о том, как главный герой «Стратига нагнал, ударил его слегка дубинкой по верху шлема, и сбросил с коня».

О конной сшибке, в ходе которой «поляк той яростию напустив и уязви Савву копием в левое стегно» (стегно – бедро) читаем в «Повести о Савве Грудцыне», относящейся к XVII веку.

Но это все летописные свидетельства. А вот свидетельства вещественные, из XIII века:

Эти люди погибли в Ярославле между 1220 и 1250 годами. Нашли их археологи спустя почти 800 лет, в 2004-2005 годах, причем не где-то там в лесу, а прямо в историческом центре современного Ярославля.

Считается, что они погибли в бою с татаро-монголами. Примечательно, что чем ближе к городским укреплениям, тем чаще ученым попадались скелеты молодых крепких мужчин до 35 лет, получивших смертельные травмы лица.

То есть воинов били в самое незащищенное место. И действительно, на древнерусских иллюстрациях к разного рода книгам воины изображаются в шлемах с открытыми лицами.

Несломленный защитник Владимира

Теперь другой древний город — Владимир. В марте 2013 года во Владимирском Государственном университете работала выставка археологических находок, сделанных при раскопках в городе.

Основной темой выставки стала резня 1238 года, которая завершила монгольскую осаду 3 — 7 февраля.

При раскопках на перекрестке улиц Златовратской и Герцена удалось обнаружить останки 50 человек, возможно — больше (не все скелеты сохранились целиком). Из них — 36 человек — взрослые. Чуть более половины найденных — мужчины.

У них встречаются, в основном, рубленые раны. Судя по количеству повреждений, одним из самых стойких оказался неизвестный русский воин, получивший три раны в голову.

Несмертельную рану стрелой, возможно, он получил с самого начала боя, когда до противника было приличное расстояние.

Две других ему достались уже в более тесном бою. Удар саблей или мечом пришел сверху, видимо от всадника, однако череп он не прорубил и воин продолжил сражаться. Убить его смогли только проломив голову булавой либо кистенем.

Разумеется, Ярославль и Владимир далеко не единственные города Древней Руси, которые в начале XIII века испытали напор татаро-монгольских полчищ. Кое-какую статистику мы собрали в статье «Монголо-татарское иго в цифрах», там много интересного.

На волосок от смерти

Подводя итог всему сказанному, можно заключить следующее: очевидно, что бить старались в уязвимые места, наличие которых зависело от стадии эволюции доспеха.

https://www.youtube.com/watch?v=26jAdFFDpWg

И на низком уровне развития медицины практически любая травма могла быть смертельной (но бывали и исключения – Эварт Окшотт упоминает о рыцаре, принявшем бой без шлема и лишившимся носа, но прожившем после долго и без насморка).

Например, при самом неудачном случае перелома ключицы от удара сверху или в результате падения, кость могла пробить лёгкое без всякого копья или кинжала. Тогда шансов на выживание оставалось мало.

А бывало, что воину везло, поломанная кость не задевала внутренние органы и никуда не смещалась. Правда, срасталась, как получится — и в таком случае счастливчику могли дать прозвище, наподобие Эйрик Кривой или Гийом Кособокий.

Но это все же было лучше, чем пышная эпитафия на каком-нибудь руническом камне или даже на богатой могильной плите.

При подготовке текста использованы материалы:

  • Исландские саги. Перевод Стеблина-Каменского
  • Эварт Окшотт, «Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса»
  • «Повесть временных лет»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Повесть о Савве Грудцыне»
  • ТожеФорум

Источник: http://ludota.ru/kakie-travmy-poluchali-voiny-v-srednie-veka.html

10 Ужасающих фактов о Рыцарях Средневековья

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Рыцари… Прекрасные дамы… Это все, конечно, красиво и романтично. Однако, реальность такова, что, повстречай современная женщина настоящего рыцаря, она была бы просто в ужасе.

10: Во-первых, рыцари были маленькими. На рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м (население тогда вообще было низкорослым).

9: Небритое и немытое лицо средневекового рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

8: Под рыцарским шлемом, в его свалявшихся грязных волосах и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Бань в средневековой Европе, как известно, не было, и мылись рыцари не чаще, чем три раза в год.

7: В спутанных рыцарских бородах нередко застревали остатки еды и бог знает что еще.

6: Поскольку зубы в те времена никто не чистил, изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом. Кстати, часто основной закуской рыцарей был чеснок, который они употребляли для дезинфекции.

5: Зубов у рыцаря уже к 25 годам был далеко не полный комплект. Так что, скорее всего, при разговоре он должен был сильно шепелявить.

4: Во время похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат занимала около часа. По этой причине всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

3: Средневековые архивы дают массу свидетельств того, что женщинам во времена рыцарей жилось весьма несладко. В благородной рыцарской среде было принято во время походов насиловать деревенских девственниц, и чем больше таких «подвигов» совершал странствующий рыцарь – тем больше его уважали.

2: К благородным дамам средневековые рыцари тоже относились, по нынешним меркам, весьма грубо, абсолютно не считаясь с их мнением и пожеланиями.

1: Представления о защите женской чести у рыцарей были весьма специфичными: каждый рыцарь считал своим долгом отбить женщину у собрата по мечу. Мнения дамы, при этом, никто не спрашивал: она автоматически доставалась тому, кто побеждал в рыцарской разборке.

Так что не стоит верить фильмам о средневековых прекрасных рыцарях, там все уж слишком приукрашено и далеко от истины.

Источник: https://youfact.tv/10-uzhasayushhih-faktov-o-rytsaryah-srednevekovya

Наказание рыцарей

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Из-за того, что рыцари получают большие привилегии, то за нарушение своей клятвы или  правил описанных в кодексе, рыцари несли огромную ответственность.  Каждый проступок рыцаря влек за собой серьезное наказание, иногда, доходило до смертной казни.

Если обвинение рыцаря в измене или тяжелом грехе подтверждалось, то этот воин должен был быть разжалован и изгнан из страны, или казнен. Все рыцари и церковный синод должны были находиться на такой церемонии.

При огромной массе людей осужденного рыцаря лишали всех наград, званий и поместий, которые принадлежали ему, после чего служители церкви еще при жизни отпевали его, лишая имени и статуса. Затем рыцаря в худшем случае казнили, или просто изгоняли.

Позор, который навлек на себя проклятый рыцарь, распространялся еще на несколько поколений его рода. Если проступок был не так серьезен, то и наказание соответственно было не таким серьезным, но позор при этом все равно распространялся еще на несколько поколений рода рыцаря.

Обвинение рыцаря отображалось на его гордости (герб его дома), при совершенном преступлении перевернутый щит вывешивали у позорного столба, где герб рыцаря могли стереть полностью, или же только его часть, иногда на герб рыцаря добавляли какую-либо символику, которая соответствовала преступлению, которое совершил рыцарь(например оскорбление или же пьянство).

Каждому рыцарю разрешено было оправдать себя, если он сразится с одним из тех, кто обвинил его, и при этом прав был тот, кто выигрывал в сражении, а если один из них умирал во время боя, то после смерти он был проклят и разжалован.

В связи  со сложившимися событиями рыцарство  просто полностью исчезало. Но не все  рыцари вставали на путь грабежа и  разбоя. Те, кто не захотел предавать  рыцарский кодекс, продавали последние  вещи из своего замка, даже личное оружие рыцаря не было исключением, поэтому каждый желающий мог купить мечи копье рыцаря. Именно таки рыцари придавались насмешкам со стороны более богатых.

Рыцарство служило темой для насмешек со стороны бродячих артистов, которые  придумывали различные поэмы  на эту тему, даже рыцарский кодекс не остался без насмешки.

И в  самом деле, рыцарство просто стало  жалким, если рыцарь не предал своего существования, то он был настолько беден, что  можно было выходить на площадь, чтобы  просить милостыню. А вот остальная  часть рыцарей, которая не обеднела только благодаря грабежам, процветала и насмехалась над истинными рыцарями. Именно поэтому уже в четырнадцатом веке был введен обряд лишения титула рыцаря.

Те  рыцари, которые подвергались разжалованию, одевались в одну лишь длинную  рубаху, затем их приводили на возвышенность  и выставляли перед сотнями людей, где при всех разбивалось оружие рыцаря, а его щит с изображением герба привязывали к хвосту хромой клячи. И однажды на одном из таких обрядов один рыцарь спросил другого о том, кто стоит там на возвышенности, и тогда второй ему ответил, что это разжалованный рыцарь, но первый в ответ сказал, что это не рыцарь, а просто жалкий предатель.

После всего этого священник говорил  о том, что нет прощения этому  человеку, нет милости Божьей к  нему, его заслуги перейдут к другому, а его дети жена останутся в одиночестве. Его самого забудут, и ни один человек не будет милостив к нему. После таких слов, рыцаря несли в церковь на носилках, будто его уже и нет в живых, а в церкви по нему служилась панихида.

фото рыцарей средневековья
фото рыцарских мечей
цвет замков средневековья
экономика при петре 1
feod?l? piram?da
історія костюмы 17 18 ст
айлин донан
александрия египетская история
альбигойцы
альтернативный флот
17.10.2018

Источник: http://listatel.ru/mir-srednevekovia/sr/130-nakaz-rizar.html

Рыцарский турнир: поединок в честь прекрасной дамы или узаконенное сведение личных счетов? Часть 1

Как какали и писали рыцари  -  вся правда средневековых войнов

Считается, что официальные поединки рыцарей с заранее оговоренными условиями схватки появились еще в IX веке. В древних хрониках сохранилось описание проведения в то время своеобразных турниров между воинами королей Людовика Немецкого и Карла Лысого.

Они проводились в виде групповых схваток, причем «зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом».

Видимо, подобные ристалища более предназначались для оттачивания воинского мастерства, а проигравших в них не было, так как стороны поочередно то наступали, то оборонялись. Любопытно, что по утверждению хрониста, они проводились при большом стечении зрителей, а отдельные схватки начинались с поединков королей.

Постепенно рыцарские поединки стали «обрастать» правилами и традициями. Но до XIII века они часто заканчивались серьезными ранениями и гибелью участников схваток. Главной причиной было то, что основным защитным снаряжением рыцарей в то время были кольчуги, а схватки проводились боевым оружием.

Если рыцарь не успевал отбить копье противника щитом, серьезная травма была практически неминуема. Кроме того, большинство схваток было групповыми, когда выбитые из седла рыцари могли попадать под копыта коней.

В групповых схватках трудно соблюдать правила, поэтому они зачастую превращались в настоящие бои.

В это время существовало правило, что победивший рыцарь получает в качестве приза коня и доспехи побежденного. Как правило, оружие в число приза не входило. Кстати, задачей победителя было обеспечить защиту поверженного, чтобы он не попал под копыта коней и мог покинуть арену самостоятельно или был с неё вынесен.

Гибель или серьезные увечья рыцарей в мирное время беспокоили монархов. Начинают вводиться ограничения или запрещения турниров на определенное время. К этому подключается и церковь, только в XII веке издавшая пять эдиктов против турниров.

Так как полностью запретить проведение турниров уже нереально, начинается разработка правил их проведения. Появляются специальные доспехи с усиленными латами на груди и турнирное оружие. Складывается и традиция проведения турниров.

Для них начинают создавать специальные арены, вокруг которых размещаются трибуны и места для зрителей, шатры для подготовки рыцарей к схватке. Появляются герольды и распорядители турниров. Турниры стали проводиться не только среди рыцарей, но и среди дворян, еще не получивших рыцарского звания.

Дворянские турниры проводились по аналогичным правилам и практически не отличались от рыцарских. Бывали и случаи проведения смешанных турниров с участием рыцарей и обычных дворян.

В XIV—XV вв.еках практически перестают проводиться групповые поединки, а традиция получения победителями коней и доспехов побежденных отмирает, черезчур уж она была накладной.

Призы победителям стали выделяться устроителями турниров или комплектоваться за счет совместных взносов участников. Появляется ритуал вручения призов прекрасными дамами или девицами, выбрать которых зачастую предоставляется самим победителям.

Этому немало способствовали рыцарские романы, воспевавшие возвышенную романтическую любовь и преданность рыцарей прекрасным дамам.

У рыцарей стало модно украшать свои доспехи знаками расположения дам — вуалями, платочками, шарфиками, а сами поединки посвящать дамам сердца. Иногда победитель получал два приза, учреждаемых устроителем турнира.

Первый за победу ему вручала дама, а второй, как правило это были украшения, он вручал в ответ своей даме сердца. Теперь дамы становятся и покровительницами турниров.

Чаще всего это были жены, дочери или племянницы устроителей турниров.

О том, как организовывались и проводились турниры в XV веке, мы можем узнать со всеми подробностями, так как сохранилось немало подлинных документов, в том числе «Книга турниров», написанная в 1460 году герцогом Анжуйским для применения во Франции.

«Книга» стала своеобразным руководством по проведению рыцарских турниров.

При её подготовке герцогу пришлось серьезно поработать, вот как он сам это описывает: «По большей части я взял за основу то, как устраиваются турниры в Германии и на Рейне, но также уделил внимание и тому, как они проводятся во Фландрии и Брабанте, и тем старинным укладам, которыми мы пользуемся во Франции, найденными мною в манускриптах. Из этих трёх укладов я взял то, что показалось мне хорошим, и создал на их основе четвёртый способ проведения турнира, который Вы узнаете далее, если пожелаете».

В «Книге» значительное место отводится описаниям роли дам в организации турнира и награждении победителей. Для этого предлагался целый ритуал.

Устроители турнира выбирали двух прекрасных дам, которым поручалось выбрать самого благородного и мудрого рыцаря, вручить ему драгоценный шарф и провозгласить его почетным рыцарем турнира.

Этот рыцарь, на конце копья которого был привязан шарф, получал очень широкие права: поцеловать выбравших его дам, находиться при них во время застолья и танцев до начала и после окончания турнира, главным распорядителем которого он становился. Он мог остановить любую схватку.

«Если кто-то слишком сильно побит, этот рыцарь коснётся его шлема шарфом, и все, кто нападает на него, должны прекратить и не сметь прикасаться к нему, потому что с этого времени дамы взяли его под свою защиту и охрану».

По окончании турнира или его части, за которой следуют награды, почетный рыцарь из двух дам выбирает одну для вручения наград, и двух девиц, чтобы нести при этом снятый с его копья шарф. Наград может быть несколько: победителю турнира, а также за лучший удар копьем, сломавшему в ходе поединков больше всех копий, выдержавшему больше всего схваток, не потеряв шлема, и т. п.

Процессия для вручения приза получается солидная: почетный рыцарь, за ним дама с призом и девицы с шарфом, поддерживаемые под руки рыцарями и окруженные судьями и герольдами. Они до трех раз обходят строй рыцарей, пока не остановятся перед награждаемым.

Герольд торжественно провозглашает: «Смотрите, вот благородная дама, сопровождаемая почётным рыцарем и моими господами судьями, которые пришли вручить Вам награду турнира, потому что вы признаны рыцарем, который сражался сегодня лучше всех в схватках турнира, и моя дама молит, чтобы Вы приняли это с доброй волей». В соответствии с рекомендациями герцога, «затем дама должна раскрыть награду и вручить ему. Он должен взять награду, поцеловать даму и двух девиц, если пожелает. А потом герольдмейстер, герольды и их помощники должны прокричать его боевой клич». Красивый ритуал, не правда ли?

Кроме организации поощрения победителей в «Книге» подробно описывался порядок проверки «полномочий» участников, подготовки оружия и доспехов к поединкам, проведения схваток, подробно перечисляются своеобразные меры безопасности и наказания за нарушения правил, права и обязанности всех «должностных лиц» турнира. Подобные своды турнирных правил создавались при дворах многих европейских монархов, внося в проведение рыцарских турниров четкость и определенное однообразие.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27223/

Ссылка на основную публикацию